Многонациональный Центр детского творчества

"Дениз далгъасы" - "Морская волна"

Украина, Республика Крым, г. Алупка

 

Новости сайта

*

31.07.2003 - Открыта наша Фотогаллерея

*

31.07.2003 - Приглашаем в Гостиную, где вы можете пообщаться

*

31.07.2003 - Начал работу раздел Публикации

*

26.07.2003 - Размещена информация о IV Международном фестивале-конкурсе Татарского искусства "Козге Иртыш моннары",  посвященном 285-летию города Семипалатинска

*

15.07.2003 - Стала доступной для всеобщего обозрения страничка Награды коллектива, его создателей и участников

*

01.07.2003 - Опубликована первая редакция  первой страницы нашего сайта

 

На главную

 Награды коллектива, его создателей и участников

 

Нас приглашают!..

Фотогаллерея

 Публикации
 

Гостиная

Связаться с нами

 

Статья

 

«Яркие страницы летописи

фестиваля»

 

Газета «Голос Крыма»-«Къырым седасы»

№  29 (505) от  18/07/2003

 

«Бутун дунья балалары, бирлешиньиз!» - под таким девизом вот уже в четвертый раз на берегу Черного моря, в Ялте тюрко-татарский фестиваль детского творчества

«Сююмбике варислары» -

«Наследники Сююмбике»

собрал юные дарования со всего СНГ. Основная миссия фестиваля - построить мост, соединяющий наши народы средствами культуры и искусства. На этой высокой и благородной ноте открылся и нынешний фестиваль, проходивший с 4 но 13 июля в рамках Дней культуры Республики Татарстан в Крыму и удачно вписавшийся в программу.

По замыслу организаторов, а в их числе Министерства культуры РТ и Крыма, продюсерский центр-студия «Гульзада», при участии Постоянной комиссии Госсовета РТ по науке, образованию, культуре и национальным вопросам, Фонда поддержки развития культуры при Президенте РТ, Меджлиса крымскотатарского народа, Исполкома Всемирного Конгресса татар (Казань) и т д., фестиваль призван содействовать развитию и пропаганде национальных культурных традиций тюрко-татар, популяризации их творчества, самобытного национального искусства и фольклора. С первых шагов организаторы четко определили его цель: найти и поддержать талантливых детей, дать возможность новым дарованиям проявить себя, максимально реализовать свои творческие способности. Параллельно решаются не менее важные задачи - помочь детям не утонуть в море бездуховности, наполнить сердца добром и надеждой, а главное - в той основе, на которой держится идея фестиваля - сближение, духовное взаимообогащение, установление тесных контактов между детьми, проживающими в разных уголках СНГ и за рубежом.

В этом году в детском форуме приняли участие 300 детей из Татарстана, Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и 50 крымскотатарских детей.

На торжественной церемонии открытия фестиваля, сопровождаемой замечательным гимном, ставшим по праву музыкальной эмблемой фестиваля, с приветственной речью к  участникам и гостям обратился министр культуры РТ Ильдус Тарханов.

По размаху, массовости, уровню мастерства фестиваль можно назвать праздником искусства, и именитому жюри в составе члена-корреспондента Санкт-Петербургской академии наук и искусств, заслуженного деятеля искусств России и РТ Джавида Кудусова (председатель), народной артистки РТ, лауреата премии им.М.Джалиля, заслуженного деятеля искусств Крыма Гульзады Сафиуллиной, заслуженного деятеля искусств Украины и РТ Сервера Какуры, заслуженного деятеля искусств РТ Рабита Батуллы, главного балетмейстера Академического театра им. Г.Камала Салимы Аминовой, преподавателя Ялтинского гуманитарного института Альфии Темирбулатовой трудно было выбрать лучших. Ими, после сложной и кропотливой процедуры голосования стали: в номинации «Танцевальный жанр. Ансамбли» на первом месте «Мирас» (Россия) и «Навруз» (РТ), на втором - симферопольские коллективы «Теселли», «Джемиле» и «Гульдесте», на третьем - «Варирач» (Керчь) и «Баланкай» (Елабуга). В этом же жанре среди солистов жюри отдали предпочтение Аминэ Имашевой (Ка­зань) и Мавлии Латыфовой (Астрахань) - 1 место, Алиме Ибадуллаевой - второе, 3 место присудили Эсме Шакировой из Крыма. В номинации «Вокал. Ансамбли» отличились «Бульбуллер» (Симферополь) — 1 место, 2 место поделили «Hyp» из Астрахани и Лейля и Алиме Казаковы из Алушты. Среди солистов в младшей возрастной группе обладателем первого места стал юный казах Аидар Есенбаев из Семипалатинска, второе место занял Мухаммед Хархара из Симферополя, третье - Азиза Гасанова из Нижнекамска. В старшей возрастной группе строгое жюри решило разделить первое место между Эмине Мустафаевой (Симферополь) и Эльмирой Калимуллиной (Нижнекамск), второе заняли Алие Мирзапулатова из Алупки и Рустем Галеев (Донецкая область), третье - Ильнур Салихов (Самара) и Алие Хаджабадинова (Джанкой). В номинации «Инструментальный жанр» нынешний фестиваль открыл новых номинантов: Тимур Галеев (РТ) и Эрлан Куртбединов (Бахчисарай) - первое место, Руслан Болатов (Старый Крым) и Айнур Муратов (РТ) разделили второе место, третья премия присужде­на Ильшату Рахимову (РТ). В номинации «Художественное слово» Крым не принимал участия, и места распределились между талантливыми исполнителями из Татарстана следующим образом: первое место по праву было отдано Байбулату Батуллину и Булату Садретдинову, второе - Айназ Камалетдиновой и третье - Энжэ Шигабутдиновой. Кроме того, отличившихся исполнителей жюри наградило дипломами и грамотами с вручением призов. Гран-при в этом году решили не присуждать, но было учреждено немало специальных призов.

В интервью «ГК» председатель жюри, профессор, воспитавший не одно поколение мастеров искусств в Татарстане, возглавляющий ныне кафедру музыкального воспитания Крымского государственного инженерно-педагогического университета Д.Кудусов высказал свои впечатления о фестивале: «Год от года уровень фестиваля растет, и мы можем проследить это по участникам, даже из младшей возрастной группы. Уверенность, искренность, непосредственность, задор - и, сравнивая с профессиональными коллективами, поражаешься уровню мастерства в их возрасте, настолько оно органично. Сказывается то свежее, новое, привносимое другими детьми, даже необязательно в смысле профессионализма, а во взаимообогащении, в отношении внутреннего мира, их поведения. Безусловно, фестиваль нужен. Но следует пересмотреть некоторые критерии, касающиеся не только оценок, но и подачи, культуры исполнения участников. Необходимо выработать положение, конкретизировать требования, разработать пункты по каждой номинации. К сожалению, крымские дети не участвовали в номинации «Художественное слово», хотя положение было разослано, и в Министерстве культуры об этом знали, но как-то устранились от этого вопроса. На мой взгляд не следует учреждать детям денежные премии, а также превращать фестиваль в конкурс - это должно быть в перспективе. Мое твердое убеждение -  не отстранять от фестиваля Гульзаду Сафиуллину, по инициативе которой фестиваль состоялся. Гульзада - душа фестиваля, и, организовывая его, продумала все тонкости, она умеет находить общий язык со всеми - с руководителями, родителями. А в целом фестиваль - это огромный праздник для души и большое достижение, он уже твердо стоит на ногах. Себя фестиваль не исчерпал, так же, как и обмен между участниками, руководителями». По мнению С.Какуры, конкурс, проходивший в рамках фестиваля, показатель уровня исполнителей, но не определяющий, Тем кто вышел в финал, считает известный композитор и певец, не следует останавливаться на достигнутом. Основной промах наших исполнителей - недостаточное внимание к народному творчеству. Отбор был двойной, и многие после первого тура голосования отсеялись - жюри провело грань между исполнителями в академическом стиле и теми, кто выступил с народным произведением. Ну а главное, фестиваль имеет свое лицо, прошел все периоды становления, и в контексте развития народного творчества подобного детского фестиваля на сегодняшний день нет. С вопросом, каким видит будущее фестиваля его создатель и идейный вдохновитель, мы обратились к Гульзаде Сафиуллиной: «В 2005 году состоится 1000-летие Казани и 5-летний юбилей фестиваля «Сююмбике варислары», который мы также планируем провести в Татарстане. На следующий год в Крыму, скорее всего, фестиваль проводиться не будет из-за трудностей с финансированием: активную помощь в этом на сегодняшний день оказывает, в основном, генеральный спонсор фестиваля банк «Кара Алтын». В Казани же я - у себя дома, и там мне будет легче найти средства. Но дети из Крыма обязательно будут приглашены. В прошлом году в Днях культуры крымскотатарского народа в Татарстане приняли участие и лауреаты «Сююмбике» из Крыма. В этом году было очень обидно, что 50 крымскотатарских детей не смогли найти спонсоров для постоянного участия в фестивале - они приезжали только в конкурсные дни. А ведь какие талантливые, активные дети, я восхищаюсь ими и их руководителями. Мы привезли 300 детей со всего СНГ, и за каждого участника шла настоящая борьба- направляли письма, обзванивали каждого участника, буквально давили на райгосадминистрации, на другие инстанции - где уговорами, где настойчивостью добивались помощи. Предпринимателей привлекли, активно поработали руководители коллективов. С каждым ребенком занималась я лично, а мой администратор Гузаль Ибрагимова 4 месяца сидела на телефонах - каждому ребенку искала спонсора. Оставив квоту для 50 крымских детей, мы все заранее распланировали: еще с осени с Р.Абдуллиным заплатили за проживание в санатории и предполагали, что все дети будут жить вместе, долго пыталась найти деньги и для крымских татар, но не получилось. Ведь весь смысл, вся идея в том, чтобы дети об­щались, дружили - им дальше продолжать связь между нашими народами. Здесь на мои просьбы откликнулась только одна фирма, причем не крымскотатарская - «Сармат» из Донецка. Со стороны крымских организаций всестороннюю поддержку всегда оказывает руководитель фирмы «Саади-тур» Ришат Камилов. И в этом плане мои пожелания Министерству культуры Крыма, Меджлису крымскотатарского народа - оказывать больше поддержки. На мой взгляд, детскому фестивалю, творчеству детей надо уделять больше внимания и давать возможность детям проявлять себя. И еще: с фестиваля каждый участник должен уехать с подарком, пусть с небольшим - это дети, и они всегда ждут подарков, и об этом мы тоже должны позаботиться. В 2001 году Р.Абдуллин оплатил пребывание в санатории 100 крымских детей, и было замечательно - дети подружились, переписываются».

По словам организаторов, в этом году было больше расходов на организацию мероприятия: оформление зала, сцены, аппаратуру, телевидение (этим занималась фирма «Шелляле») - средства были выделены Министерством культуры и спонсорами. В свою очередь, продюсерский центр-студия «Гульзада» также учреждает специальные призы, а на память о фестивале у его участников остаются майки, бейсболки с эмблемами фес­тиваля. Следует отметить, что обра­щения представителя Министерства культуры Ислама Камалова в Рескомнац по поводу выделения средств для крымских татар также не нашли поддержки.

Центральными событиями мероприятия стали творческие лаборатории, мастер классы известных педагогов, праздник национального костюма, конкурс детского рисунка, презентация книги Венеры Якуповой «Крымские татары, или Привет от Сталина!», программой было предусмотрено и возложение цветов в день памяти жертв депортации крымских татар.

Гала-концерт представлял собой настоящее феерическое действо, оставившее яркие незабываемые впечатления. В его официальной части, поздравляя победителей и участников фестиваля, выступили руководители министерств культуры РТ и Крыма, парламента и правительства АРК, отмечавшие, что тема проведения встреч неизменна, а посредством культурных форумов между народами просматривается наша любовь друг к другу. Самые теплые слова благодарности прозвучали в адрес Рената и Талгата Абдуллиных.

Символично, что, благодаря именно этому детскому фестивалю в жемчужине Крыма - Ялте, в концертном зале «Юбилейный» звучали крымскотатарские песни, а заверши­ла гала-концерт одна из них, объединявшая соотечественников в депортации - «Алуштаданъ».

Остается надеяться, что этот благородный проект, вписавший яркую, самобытную страницу в летопись возрождения национального искусства, при поддержке столь высоких организаторов принесет немало радостных открытий.

 

Лентара ХАЛИЛОВА.

 

Алупка, 2003

webmaster

Hosted by uCoz